Подготовка к ОГЭ по математике
Дополнительная общеразвивающая программа
Подготовка к ОГЭ по математике
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
По своему функциональному предназначению дополнительная общеразвивающая программа рассчитана на учащихся 9-х классов и направлена на подготовку учащихся к основному государственному экзамену, подготовку к олимпиадам, другим конкурсным испытаниям. В различных испытаниях учащиеся должны проявить комплексные знания и умения в области математики, поэтому в программе сделан акцент на усиление в содержании деятельностного компонента, активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Направленность программы естественнонаучная.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Программа рассчитана на учащихся 9 класса (14-15 лет), желающих качественно подготовиться к экзамену по математике в форме ОГЭ. Государственная итоговая аттестация по математике направлена на проверку базовых знаний ученика в области алгебры и геометрии, умение применять их к решению различных задач, а также на выявление уровня владения различными математическими языками и навыков решения нестандартных задач, не сводящихся к прямому применению алгоритма. ОГЭ (Основной государственный экзамен) по математике состоит из двух частей, включающих в себя 26 заданий. Из них 20 задании базового уровня (порядковые номера задании: 1-20), 4 задания повышенного уровня (порядковые номера задании: 21, 22, 24, 25) и 2 задания высокого уровня сложности (порядковые номера задании: 23, 26). Экзамен включает в себя три модуля: «Алгебра», «Геометрия», «Реальная математика». Модуль «Алгебра» содержит 11 задании: 8 заданий в части 1 (порядковые номера задании: 1-8) и 3 задания в части 2 (порядковые номера задании: 21-23). Модуль «Геометрия» содержит 8 задании: 5 заданий в части 1 (порядковые номера задании: 9-13) и 3 задания в части 2 (порядковые номера задании: 24-26). Модуль «Реальная математика» содержит 7 задании: все задания этого модуля находятся в части 1 (порядковые номера задании: 14-20). Каждое задание базового уровня характеризуется пятью параметрами: элемент содержания; проверяемое умение; категория познавательной области; уровень трудности и форма ответа. Предусмотрены следующие формы ответа: с выбором ответа из четырех предложенных вариантов, с кратким ответом на соответствие. Задания второй части требуют записи решения и ответа. Все проверяемые знания и навыки заложены в школьной программе, но даются в совершенно другой структуре, что усложняет подготовку к экзамену. Программа направлена на восполнение недостающих знаний, отработку приемов решения заданий различных типов и уровней сложности вне зависимости от формулировки, а также отработку типовых заданий ОГЭ по математике на тестовом материале.
Цель и задачи программы
Цель программы - подготовка обучающихся к итоговой аттестации по математике в форме ОГЭ.
Обучение по данной программе позволяет решить следующие задачи:
1) Повторить, обобщить и систематизировать знания по алгебре и геометрии за курс основной общеобразовательной школы.
2) Расширить знания по отдельным темам курса математики основной общеобразовательной школы.
3) Развивать практические навыки, а также умение применять полученные навыки при решении нестандартных задач в других дисциплинах.
4) Выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами.
5) Развить навыки решения тестов, заполнения бланков ответов.
6) Научить правильной интерпретации спорных формулировок заданий.
7) Научить, максимально эффективно распределять время, отведенное на выполнение задания.
Организационно–педагогические основы обучения
Возраст учащихся по программе - 14-15 лет.
Программа предусматривает повторное рассмотрение теоретического материала по математике, а также более глубокое рассмотрение отдельных тем, поэтому имеет большое общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, намечает и использует целый ряд межпредметных связей.
Формы проведения занятий включают в себя лекции, практикумы и зачеты.
Программа предполагает следующую систему подготовки обучающихся к ОГЭ:
I. Подготовительный этап – включает в себя: повторение ранее изученного материала, необходимого для успешной сдачи ОГЭ; формирование комплекса умений, навыков и способов деятельности, необходимых на начальном этапе, чтобы приступить к решению той или иной задачи содержания ОГЭ; рассмотрение основных методов и приемов, применение которых поможет при решении ряда нестандартных и исследовательских задач; изучение внепрограммного материала, необходимого для решения задач ОГЭ; накопление знаний в процессе формирования индивидуального справочника учащегося.
Алгебра:
· восполнение пустот вычислительной культуры учащихся;
· отработка основных умений и навыков, необходимых учащимся для выполнения упражнений и задач, связанных с преобразованиями выражений;
· классификация тестовых задач по темам и методам их решения;
· формирование индивидуального справочника по основным разделам алгебры.
Геометрия:
· выделение основных типажей условий геометрических задач содержания ОГЭ и приемов работы с каждым типом;
· выделение для учащихся основных требований к построению чертежа по условию геометрической задачи;
· рассмотрение основных методов, применение которых необходимо при решении геометрических задач части 2;
· поиск и выделение опорных задач по геометрии: вспомогательных задач-теорем и задач-методов;
· формирование индивидуального справочника по основным разделам геометрии.
II. Практический этап – включает в себя:
· отработку навыков решения элементарных задач;
· решение задач по отдельным темам и разделам;
· отработку навыков применения отдельных методов и приемов при решении задач различных уровней сложности;
· определение темы разделов алгебры и геометрии и метода решения, применимых к рассматриваемой задаче;
· решение задач как отдельно по уровням части 1 и части 2, так и рассмотрение наборов задач, включающих в себя в любом порядке задачи различных уровней сложности;
· обмен опыта учащихся по применению методов и приемов при решении задач ОГЭ по математике;
· формирование навыков нахождения учащимися различных способов решения тех или иных задач, совместно с другими учащимися группы, их рассмотрение и взаимообмен.
III. Диагностический этап включает:
· входящий контроль измерителями, составленными на основе КИМов, используемых при сдаче ОГЭ по математике прошлых лет;
· текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися зачетных работ, а также проведение итоговых обобщающих занятий по отдельным разделам алгебры и геометрии;
· итоговый контроль проводится в форме пробного экзамена измерителями, составленными на основе КИМов, используемых при сдаче ОГЭ по математике прошлых лет.
Принцип набора в объединение свободный. Программа не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, а также к уровню развития ребенка. Принимаются все желающие дети без конкурсного отбора.
Количество учащихся в группе 1-6 человек.
В соответствии с нормами САНПиН продолжительность занятия составляет 60 минут.
Программа рассчитана на 68 часов. Недельная нагрузка на ребенка - 2 часа.
Режим занятий по программе: один раз в неделю по 2 часа.
Форма организации деятельности по программе – групповая.
Продолжительность образовательного процесса составляет 34 учебных недели.
Планируемые результаты освоения содержания программы
Ожидаемые результаты:
Овладение общими универсальными приемами и подходами к решению заданий ОГЭ;
Выработка умений:
- самоконтроля времени выполнения заданий; - оценки объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумного выбора этих заданий; - прикидки границ результатов; - владения приемом «спирального движения» (по тесту).
В результате изучения курса учащиеся должны знать: числа и вычисления; алгебраические выражения; уравнения и неравенства; числовые последовательности; функции; координаты на прямой и плоскости; геометрические фигуры и их свойства, измерения геометрических величин; статистику и теорию вероятностей.
Должны уметь: выполнять вычисления и преобразования; выполнять преобразования алгебраических выражений; решать уравнения, неравенства, их системы; строить и читать графики функций; выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами; работать со статистической информацией, находить частоту и вероятность случайного события; уметь строить и исследовать простейшие математические модели;
Способны решать следующие жизненно-практические задачи: самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях; работать в группах; аргументировать и отстаивать свою точку зрения, уметь слушать других; извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов; самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем.
Подведение итогов реализации программы осуществляется в форме анализа результатов пробного экзамена.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
|
|
|
|||||
|
Теория |
Практика |
|||||
1. |
|
3 |
1 |
2 |
|||
2. |
|
5 |
1 |
4 |
|||
3. |
|
18 |
1 |
17 |
|||
4. |
|
6 |
1 |
5 |
|||
5. |
|
12 |
1 |
11 |
|||
6. |
|
5 |
1 |
4 |
|||
7. |
|
11 |
1 |
10 |
|||
8. |
|
8 |
1 |
7 |
|||
|
|
68 |
8 |
60 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Числа и выражения. Выполнять, сочетая устные и письменные приемы, арифметические действия с рациональными числами, сравнивать действительные числа. Вычислять значения числовых выражений, переходить от одной формы записи чисел к другой. Округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и избытком выполнять прикидку результата вычислений, оценку числовых выражений.
Раздел 2. Алгебраические выражения. Составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач, находить значения буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования. Выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и алгебраическими дробями. Выполнять разложение многочленов на множители. Применять свойства арифметических квадратных корней для преобразования числовых выражений, содержащих квадратные корни.
Раздел 3. Уравнения и неравенства, системы. Научиться решать квадратные и рациональные уравнения, сводящиеся к ним системы двух линейных уравнений и несложные линейные системы. Применять графическое представление при решении уравнений. Решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы. Решать текстовые задачи, включая задачи, связанные отношением, пропорциональностью величин, дробями, процентами. Решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений исходя из формулировки задачи.
Раздел 4. Числовые последовательности. Решать элементарные задачи, связанные с числовыми последовательностями. Распознавать арифметические и геометрические прогрессии, решать задачи с применение формулы общего члена и суммы нескольких первых членов. Решать несложные практические расчетные задачи, связанные с процентами, интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых объектов.
Раздел 5. Функции. Числовые функции. Определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции, решать обратную задачу. Определять свойства функции по ее графику, строить графики изученных функций.
Раздел 6. Координаты на прямой и плоскости. Определять координаты точки плоскости; проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами. Применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств.
Раздел 7. Геометрия. Распознавать геометрические фигуры на плоскости, различать их взаимное расположение, изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задачи. Решать планиметрические задачи на нахождение геометрических величин.
Раздел 8. Статистика и теория вероятностей. Извлекать статистическую информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках. Находить вероятности случайных событий в простейших случаях. Решать комбинаторные задачи путем организованного перебора возможных вариантов, а также с использованием правила умножения.
Итоговое повторение.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Перечень учебных и методических пособий и дидактических материалов:
1. ГИА . Математика. 9 класс. Типовые тестовые задания (в новой форме). Ященко И.В., Шестаков С.А., Трепалин А.С., Семенов А.В., Захаров П.И.;
2. ГИА . Математика. 9 класс. Типовые тестовые задания Ященко И.В., Шестаков С.А., Трепалин А.С., Семенов А.А., Захаров П.И.;
3. Мирошин, Шевелева, Корешкова: ГИА-2013. Математика. Тренировочные задания;
4. Каспарова, Балаян: Справочник по математике для подготовки к ГИА и ЕГЭ;
5. ГИА. 3000 задач с ответами по математике Семенов А.Я. , Ященко И.В.
6. Лысенко Ф.Ф. "Математика 9 класс" подготовка к ГИА. "Легион" 2012
7. Лаппо Л.Д. "ГИА математика" "Экзамен" 2011
8. Алгебра: сб. заданий для подгот. к гос. итоговой аттестации в 9 кл. /[Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др.].- 5-е изд. — М. : Просвещение, 2010..
9. Математика. 9 класс. Подготовка к ГИА -2012: учебно-методическое пособие / Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. – Ростов–на-Дону: Легион-М. 2011.
10. Алгебра. Решебник. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации-2010. Под ред. Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю. —Ростов-на-Дону: Легион-М., 2009.
11. Алгебра. Экспр.-репетитор для подг. к ГИА. Нестандартные задачи_Сычева Г.В_2011 -128с.
12. ГИА . Математика. 9кл. Типов. тест. задания_Ященко, Шестаков и др_2013 -64с.
13. Математика. 9кл. ГИА. Темат. тр. задан. Повыш. уровень_п.р. Семенко Е.А_2011 -80с.
Перечень интернет ресурсов:
1. http://www.prosv.ru – сайт издательства ,,Просвещение,, /рубрика,,Математика,,/
2. http://www.drofa.ru-сайт издательства ,,Дрофа,, /рубрика,,Математика,,/
3. http://www.legion.ru-сайт издательства ,,Легион,,
4. http://www. fipi.ru - портал информационной поддержки мониторинга качества образования, Федеральный банк тестовых заданий, демоверсии
5. http://zadachi.mccme.ru-Задачи по геометрии :информационно-поисковая система.
6. http://www.intelekt centre.ru-Сайт издательства ,, Интеллект центр, где можно найти учебно-тренировочные материалы, банк тренировочных заданий с ответами , методические рекомендации и образцы решений.
7. Сайт «Сдам ГИА.рф»
8. Интернет – ресурсы http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
9. http://4ege.ru/
10. http://gia.edu.ru/ - Официальный информационный портал поддержки ГИА
11. СайтА.А.Ларинаhttp://alexlarin.net/ege.html
12. Варианты тестов. http://www.ctege.info/content/category/15/67/48/
13. Сайт Ким Натальи Анатольевны http://uztest.ru/exam
14. Тестирование http://www.mathtest.ru/
15. Тестирование http://www.school-tests.ru/online-ege-math.html
Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы необходимо:
1. Учебный кабинет, удовлетворяющий санитарно-гигиеническим требованиям, для занятий группы 1-6 человек (мебель: парты, стулья, шкаф для УМК).
2. Оборудование:
2.1. компьютер (ноутбук), укомплектованный выделенным каналом выхода в Интернет, необходимым программным обеспечением;
2.2. маркерная доска;
2.3. принтер черно-белый;
3. Канцелярские принадлежности: ручки, карандаши, маркеры, корректоры; блокноты, тетради; бумага разных видов и формата (А 3, А 4); клей; файлы, папки, степлер, линейки, угольники и др.
4. Дидактический материал: тестовые работы, контрольно-измерительные материалы, карточки с индивидуальными заданиями.
5. Наглядный материал: мультимедийные презентации, тематические видеоматериалы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, использованной при составлении программы
1) http://gia.edu.ru/ - Официальный информационный портал поддержки ГИА.
2) http://www. fipi.ru - портал информационной поддержки мониторинга качества образования, Федеральный банк тестовых заданий, демоверсии
3) Балаян, Э.Н. Математика 9 класс. Подготовка к ГИА. / Э.Н.Балаян. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011 – 320с.
4) Буйлова, Л.Н., Кленова, Н.В., Постников, А.С.. Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей [Электронный ресурс] / Дворец творчества детей и молодежи. – В помощь педагогу. – Режим доступа : http://doto.ucoz.ru/metod/.
5) Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. [Электронный ресурс] / Дополнительное образование: информационный портал системы дополнительного образования детей. – Режим доступа : http://dopedu.ru/poslednie-novosti/kontseptsiya.
6) Кульневич, С.В. Дополнительное образование детей: методическая служба: практическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов и специалистов по дополнительному образованию детей, студентов пед. учебных зав., слушателей ИПК / С.В. Кульневич, В.Н. Иванченко. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2005. – 324 с.
7) Математика. Три модуля: «Алгебра», «Геометрия», «Реальная математика». ОГЭ. 9 класс. Типовые тестовые задания. / Под редакцией И.В. Ященко, С.А. Шестакова, А.В. Семѐнова; ФИПИ. – М. : Экзамен, 2015. – 80с.
8) Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ. Письмо Министерства образования и науки Самарской области от 03.09.2015 г. № МО-16-09-01/826-ту [Электронный ресурс] / Самарский дворец детского и юношеского творчества. - Режим доступа: http://pioner-samara.ru/content/metodicheskaya-deyatelnost .
9) Положение об оказании платных дополнительных образовательных услуг МБОУ ДО ГЦИР [Электронный ресурс] / Гуманитарный центр интеллектуального развития. Официальные документы. – Режим доступа: http://cir.tgl.ru/sp/pic/File/DOCUMENTY/ Cherkasova/Polojenie_ob_okazanii_platnih_uslug_2016.pdf
10) Положение о порядке разработки, экспертизы и утверждения дополнительной общеобразовательной программы МБОУ ДО ГЦИР городского округа Тольятти. [Электронный ресурс] / Гуманитарный центр интеллектуального развития. Официальные документы. – Режим доступа: http://cir.tgl.ru/sp/pic/File/Chekrkasova_Yuliya/POLOJENIE_ GTsIR_o_programmah.pdf
11) Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41г «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». [Электронный ресурс] / Дополнительное образование: информационный портал системы дополнительного образования детей. – Режим доступа : http://dopedu.ru/poslednie-novosti/novie-sanpin-dlya-organizatsiy-dod.
12) Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки Российской федерации – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/543
13) Приложение к письму Министерства образования РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О требованиях к программам дополнительного образования детей» [Электронный ресурс] / Дворец творчества детей и молодежи. – В помощь педагогу. – Режим доступа : http://doto.ucoz.ru/load/7-1-0-13.